РестКонсалтПлюс
Консултирование по вопросам ресторанного бизнесса

 Мы предлагаем полный спектр услуг по открытию ресторана, кафе, бара и т.д.
 Юридическое сопровождение на всех этапах открытия и работы ресторана, аудит. Доверительное управление.
 Антикризисные программы. Работаем с регионами.


Звоните прямо сейчас! Мы поможем превратить Вашу мечту в реальность!

Аудит в общественном питании

 Аудит в общественном питании должен проводиться с учетом специфики данной деятельности. Особенность товарооборота предприятий общественного питания состоит в том, что процессы производства, реализации и потребления продукции тесно связаны между собой. Таким образом, бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания, с одной стороны, отражает процессы производства, с другой – процессы торговли.

Аудит торговых организаций и предприятий общественного питания.

 Чтобы рассматривать вопросы организации бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих услуги общественного питания, необходимо четко представлять, что подразумевается под такими понятиями как «предприятие общественного питания» и «услуга общественного питания» в российском законодательстве. Для этих целей необходимо обратиться к нормативным документам, в частности к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
 Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», объекты сферы общественного питания включены в раздел Н «Гостиницы и рестораны», класс 55 и подклассы:

  • 55.3 «Деятельность ресторанов»;
  • 55.4 «Деятельность баров»;
  • 55.5 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания» (группа 55.51 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях»).

  •  Кроме вышеуказанного документа существует еще целый ряд государственных стандартов, позволяющих разбить предприятия общественного питания на соответствующие типы. Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
     Необходимо отметить, что на сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей.
     В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762-95) установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
  • ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
  • бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
  • кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
  • столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
  • закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.
  •  Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
  • диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
  • столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания;
  • буфет - структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.
  • Государственный контроль над качеством и безопасностью пищевых продуктов

     В связи с тем, что продукция пищевой промышленности может представлять собой потенциальную опасность для здоровья человека, государство жестко контролирует качество и безопасность указанной продукции, действуя в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Закон №29-ФЗ). Так в соответствии с Законом №29-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года №987 принято «Положение о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» (далее – Постановление №987).
     В соответствии с Постановлением №987 функции контроля и надзора возложены на:

  • органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы России. Осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам;
  • органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Осуществляют государственный ветеринарный надзор в части соответствия ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы;
  • государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные инспекции. Осуществляет государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам;
  • государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы. Осуществляет государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сферах торговли и общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.
  • Сертификация продукции пищевой промышленности

     Требования государства к пищевой промышленности не ограничиваются только лицензированием. Огромное количество продукции «пищевиков» подлежит обязательной сертификации. Перечень продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, установлен Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 2002 года №64 «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация». Кроме того, значительная часть продукции пищевой промышленности указана в Постановлении Госстандарта Российской Федерации от 30 июля 2002 года №64 «Номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия». Сертификация продукции, так же как и лицензирование, процедура не бесплатная. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» работы по обязательной сертификации подлежат оплате заявителем.

    Формирование продажной цены на готовую продукцию общепита и калькулирование

     Продажная цена готовой продукции состоит из следующих элементов - стоимости сырья, использованного для ее изготовления, торговой наценки, покрывающей все расходы организации и планируемой части прибыли.
     Расчет продажной цены в организации общественного питания осуществляется с помощью процесса калькуляции. Калькулирование продажной цены готовой продукции производит бухгалтер-калькулятор, на основании нормативов, установленных Сборниками рецептур.
     Сборники рецептур являются специальными нормативными документами, используемыми в общественном питании. Сборник рецептур содержит необходимые данные для расчета продажной цены, а именно: расход сырья, необходимого для изготовления какого-либо блюда, причем нормы расхода сырья указаны по массе в граммах, кроме того, данный сборник устанавливает и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных составляющих, приводится общий вес готового блюда в граммах.
     В большинстве случаев цена будет определяться не только стоимостью сырьевого набора, рассчитанного в калькуляционной карточке (хотя эта стоимость в определенной степени учитывается), но и в условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на продукцию является уровень спроса и предложения, если иное не установлено законодательством. Область общественного питания является социально значимой и в ряде случаев государство устанавливает предел торговой наценки для определенных категорий организаций. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мара 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных школах, училищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

    Учет расходов по заготовке и доставке товаров

     Приобретая товары и продукты, необходимые для осуществления своей деятельности, организация общественного питания неизбежно сталкивается с расходами по заготовке и доставке продуктов (сырья) и покупных товаров. В отношении материально-производственных запасов, к которым относятся продукты питания, вопрос с такими видами расходов достаточно понятен, так в соответствии с пунктом 5 ПБУ 5/01 они учитываются в стоимости приобретаемого сырья.
     Однако, наряду с производственной деятельностью, организации общественного питания еще осуществляют и непосредственную розничную продажу покупных товаров, например, алкогольных напитков, сигарет, соков, минеральных вод и так далее. Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 расходы по заготовке и доставке материалов до центральных складов могут включаться как в стоимость товаров, так и учитываться в качестве расходов на продажу, то есть отражаться на счете 44 «Расходы на продажу». Если организация общественного питания использует такой метод учета товаров, то следует иметь в виду, что часть таких расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров, отражается в составе незавершенного производства.
     Если организация использует метод, при котором данные расходы учитываются в стоимости товаров, то при отражении данных расходов в бухгалтерском учете используется счет 41 «Товары», то есть на основании первичных документов данные расходы напрямую относятся в дебет счета по учету товаров, без учета сумм НДС с услуг по доставке и заготовке, оказываемых сторонними организациями (за исключением тех случаев, когда организация общепита не является плательщиком НДС).

    Учет товарных потерь

     Товарные потери возникают при транспортировке, хранении и отпуске продуктов и товаров из кладовой предприятия общественного питания.
     Различают нормируемые и ненормируемые товарные потери:

  • нормируемые потери - это потери, образующиеся в результате усушки, утруски, раскрошки, разлива, то есть так называемая естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств;
  • ненормируемые потери - это потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям, что, к сожалению, в такой отрасли народного хозяйства, как общественное питание, явление весьма нередкое. Данные потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц. Наличие на предприятии общественного питания таких потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие потери не нормируются, а считаются сверхнормативными.

  •  К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно: не компенсируемых убытков от пожаров, наводнений, всякого рода аварий, убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.
     Товарные потери выявляются путем проверки наличия товаров за счет проведения инвентаризации. Выявленные отклонения в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» и Законом №129-ФЗ должны регулироваться следующим образом:
  • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки обращения предприятия;
  • потери сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
  •  Если виновные лица не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты через счет 91 «Прочие доходы и расходы», предварительно отражаясь по счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Исключение составляют недостачи и потери от порчи ценностей, выявленных при приемке продуктов и товаров от поставщиков и транспортных организаций, а также потери от стихийных бедствий. В первом случае претензии предъявляются к поставщикам и транспортным организациям, во втором случае – недостачи признаются чрезвычайными расходами и отражаются непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

    Особенности налогообложения организаций общественного питания

    НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
     Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, оказывающих услуги общественного питания, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация общественного питания является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.
     Организации общественного питания в процессе своей деятельности осуществляют реализацию продукции собственного изготовления и покупных товаров. Налоговая база при реализации определяется организацией общественного питания в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ.
     Организации общественного питания формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости продуктов, использованных при изготовлении собственной продукции, а также перепродаваемых товаров по ценам их приобретения с использованием торговой наценки. При расчетах с покупателями эта цена увеличивается на сумму НДС.
     При расчете окончательной суммы налога, которую организация общественного питания перечисляет в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС по товарам, работам, услугам принятым к учету, в соответствии с требованиями статьи 171, 172 НК РФ).
    nbsp;Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится.
     Льготой по НДС могут воспользоваться организации общественного питания, которые продают свою продукцию
    - студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;
    - столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования.
     Таким образом, организации общественного питания обладают некоторыми отличительными свойствами, требующими особого внимания при аудите.

     Мы оказываем аудиторские услуги различным организациям в сфере услуг. В число наших клиентов входят крупные гостиничные операторы, ведущие компании-застройщики, инвесторы, строительные фирмы и крупные пользователи недвижимости.

     При проведении аудита в сфере услуг специалисты нашей фирмы особое внимание уделяют процедурам проверки специфических участков учета, таких как:

  • проверка документального оформления услуг;
  • проверка материальных ценностей;
  • проверка расчетов с сотрудниками предприятия и с органами социального страхования;
  • проверка денежных средств предприятия;
  • проверка формирования затрат по оказанию услуг;
  • проверка формирования финансовых результатов продажи услуг;
  • проверка расчетов с бюджетом.

  •  В рамках аудита в сфере услуг наши специалисты проведут тщательную экспертизу бухгалтерского учета и налогообложения, подготовят рекомендации по устранению обнаруженных отклонений.